gl1


 
sobitiya proekta1
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Мастер-класс по практической генеалогии: Особенности поиска и исследования родословных по территории бывшей Российской Империи (Услуга бесплатная).
подробнее>>>
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Муромскому историко-художественному музею (в городе Муроме Владимирской области) подарена книга об истории рода Усовых и рода Зворыкиных.
подробнее>>>
 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Верстка и создание макета книг, для печати в типографии.
подробнее>>>
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
 
 

 


 

Ваше Родословие в соц. сети!
 
 VKvashe-rodoslovie
 
 
Мордовская родословная

Генеалогическое исследование мордовского рода Хорькиных (Чудовых) в XVIII – начале XX вв.

I. Материалы Центрального Государственного Архива Республики Мордовия (ЦГА РМ)


Основными источниками генеалогического поиска являлись метрические книги и ревизские сказки.

Метрические книги состояли из трех разделов: «о родившихся», «о бракосочетавшихся», «об умерших».

В разделе «о родившихся» указывались имя новорожденного, дата рождения, крещения;

имя, отчество и фамилия (если была) родителей; имена и отчества восприемников

(то есть крестных отца и матери). Как правило, в деревне в качестве восприемников выступали

близкие родственники родителей. В части «о бракосочетавшихся» фиксировалась дата венчания, имя,

отчество и фамилия (если была) жениха и невесты; их возраст на момент вступления в брак; указывалось

также которым браком сочетаются новобрачные (первым, вторым и т.д.); в графе «поручители» записывались

поручители по жениху и невесте. В части «об умерших» записывались имена и отчества умерших,

день смерти и погребения, причина смерти (ее устанавливали приходские священники в меру своей образованности,

поэтому часто встречаются записи - «натурально», «от поноса», «от слаборождения», «от холеры»,

«от родов», «от старости» и т.д.), указывалось также место захоронения – это всегда было приходское кладбище.

Поскольку священники при записи возраста умершего не сверялись с данными более ранних книг,

а делали записи «со слов» возможны расхождения при указании лет умершего и фактической даты рождения.

Ревизские сказки – уникальный источник генеалогического исследования. Они проводились с целью учета податного населения для взимания налогов. По сути, ревизская сказка представляет собой сплошную перепись всего населения (за исключением дворян), отсюда ее второе полуофициальное название – народная перепись. Ревизские сказки были введены при Петре I и составлялись вплоть до отмены крепостного права. Они проводились нерегулярно, по указу Императора. Первая ревизия проходила в 1719-22 гг., переписывалось только мужское население. Вторая – в 1745 г ., третья – в 1762 г ., четвертая - в 1782 г ., пятая – в 1795 г ., шестая (учитывалось только мужское население) – в 1811 г ., седьмая – в 1816 г ., восьмая – в 1834 году, девятая – в 1850 году, десятая (и последняя) в 1858 году.

В Центральном Государственном Архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ) отложились материалы с третьей по десятую ревизию. Более ранние документы хранятся в Москве, в Российском Государственном архиве Древних Актов (РГАДА). Таким образом, возможно проследить предков П. Ф. Хорькина вплоть до середины XVII века.

В данном исследовании привлекались материалы второй, третьей, шестой – десятой ревизских сказок.

Предки П. Ф. Хорькина в XVIII – начале XX вв. жили в деревне Новая Сазоновка Краснослободского уезда Пензенской губернии. Новая Сазоновка относилась к приходу Вознесенской церкви села Изосимовка (Зосимовка). Судя по современной карте, церковь не сохранилась. Кроме Новой Сазоновки к приходу относились деревни: Старая Сазоновка, Самодуровка, Утешевка и само село Зосимовка. Из крупных населенных пунктов близлежащим был «заштатный» город Троицк, второй по значению в Краснослободском уезде. В XVIII веке существовал Троицкий уезд, в состав которого входили интересующие нас населенные пункты. Во второй половине XVIII века Троицк, вероятно, потерял свое значение, «измельчал». Поэтому он был переведен в категорию заштатных. О том, что Троицк являлся городом, свидетельствуют населявшие его мещане. Ныне это одно из крупных сел Ковылкинского района, а о былом значении свидетельствует само название, для села нехарактерное (обычно села названия сел пишутся в среднем роде, например, Троицкое).

По социальному положению предки П. Ф. Хорькина являлись крестьянами. В России XVIII – первой половины XIX века существовало несколько категорий крестьян: крепостные (помещичьи), государственные (свободные), удельные (принадлежавшие царской фамилии) и монастырские (с 1760-х гг., после секуляризации эта категория крестьян подчинялась так называемому экономическому ведомству). Фамилии вплоть до второй половины XIX столетия были только у государственных крестьян. Семьи отца и матери П. Ф. Хорькина до 1840-х гг. относились к категории удельных крестьян, а затем перешли в разряд государственных. Согласно метрическим книгам фамилии у подавляющего большинства крестьян Новой Сазоновки начинают появляться с 1876 года.

Первым предком, носившим фамилию являлся дед П. Ф. Хорькина – Спиридон Семенович. Фамилия его была Чудов, а присвоена ему в 1870-х гг. Федор Спиридонович вплоть до 1900-х гг. также носил фамилию Чудов. Его первый ребенок записан как Чудов, Второй как Хорьков, младшие дети носили фамилию Хорькины. Удалось найти запись, в которой зафиксированы обе фамилии одновременно. Так, 1900 году отец П. Ф. Хорькина выступал в качестве восприемника (крестного отца) при крещении некоей Феклы Видяковой. В метрической книге записано – восприемники: «той же деревни казенный крестьянин Феодор Спиридонов Чудов (Хорькин тож)».

Петр Федорович Хорькин родился 12 июня 1912 года в деревне Новая Сазоновка Краснослободского уезда Пензенской губернии. Его отец Феодор (Федор) Спиридонович Хорькин, а мать Софья Мироновна - уроженцы той же деревни. П. Ф. Хорькин был крещен в Вознесенской церкви села Зосимовка (Изосимовка), к приходу которой относилась д. Новая Сазоновка. Кроме Петра у Федора Спиридоновича и Софии Мироновны были дети:
Иван (записан как Чудов), род. 1.09.1901;
Димитрий (Хорьков, с ударением на первом слоге), род. 19.10.1905;
Феодосия (Хорькина) (23.05.1908 – 17.09.1911);
Софья.

Самым древним предком по линии Хорькиных (Чудовых) известным на текущий момент является Данила (установлен по отчеству) родившийся во второй половине XVIII века и умерший до 1795 года. Его сын – Григорий Данилович родился около 1793 года, а по документам 1811 года жил в другой семье. Поэтому, поиск вглубь по этой линии связан с определенными трудностями, заключающимися в идентификации Данилы.

Самым древним известным предком по линии матери П. Ф. Хорькина (установлен по отчеству) жил в первой половине XVIII столетия. Его сын Максим Федорович родился около 1738 года. примерно в 15 км от Новой Сазоновки

В приложениях имеются выписи с метрических записей о рождении П. Ф. Хорькина, его старших братьев и сестры, матери и деда (по отцу). Кроме того, представлены выписи с ревизских сказок с перечислением состава семей предков отца и матери П. Ф. Хорькина. Они расположены в порядке «от наших дней вглубь», то есть сначала фрагменты ревизской сказки 1858 г ., затем 1850 г ., 1834 г . и т.д. Прямые предки П. Ф. Хорькина выделены жирным курсивом .

II . Материалы Российского Государственного Архива Древних Актов (РГАДА)

В архиве древних актов проводился поиск предков П. Ф. Хорькина по материнской линии по материалам первых трех ревизских сказок. Сложность поиска было обусловлена несколькими причинами. Во-первых, деревни Новой Сазоновки не существовало, вероятно, она была основана после 1762 года. Во-вторых, в XVIII веке существовало иное территориальное деление, нежели в XIX столетии. А именно деревня Сазоновка (впоследствии Старая Сазоновка) входила в состав не Краснослободского, а не Троицкого уезда (который в XIX веке был упразднен). В-третьих, в самих делах нет внутренней описи, в делах - угасающий текст.

В результате поиска в переписи 1762 года, в деревне Сазоновка была обнаружена семья предков Софии Мироновны (матери П. Ф. Хорькина):

ревизская сказка Троицкого уезда 1762 г .

1762 года июня г дня Троицкой волости деревни Сазоновки из дворцовых новокрещены

«написано по следствию в 747 году
Кшияка Илюшкин по крещении Федор Петров 30 45
у него жена Марья Лукьянова дочь 29 лет взята Наровчатовской волости в деревне Старых Печерах дворцовая дочь
у них дети являвшиеся собой в 758 году Палатка по крещении
Максим 20 лету - - 24
рожденные после ревизии
Петр - - 17
Сидор - - 6
дочь Марья выдана в замужество Краснослободской волости в деревню Дергуновскую за новокрещена Ивана Щасева

у Максима Федорова жена Прасковья Яковлева дочь 18 лет взята той же деревни дворцовая» .

Таким образом, в результате исследования документов архива Древних Актов, выявлена интереснейшая информация о языческих именах. Все языческие мордовские имена имели определенное значение. Так, в нашем случае языческое имя Кшияка (род. около 1717 г .) в переводе мордовского (мокшанского) означает «хлеб».

Далее, в ревизской сказке 1744 года по деревне Сазоновка находим запись о Кшияке Илюшкине. Заметим еще раз, что в первой и второй ревизских сказках учитывалось только мужское население. Кроме того, сын Кшияки – Полатка (по крещению Максим), которому на момент проведения второй ревизии было, 6 лет оказался пропущенным в этой переписи:
д. Сазоновка
написанные после переписи рожденными а по следствию оказались от прежней переписи прописные
2343. Кшияка Илюшкин па крещении Федор Петров 30 .

Приложения:
1. Выписки из ревизских сказок и метрических книг
2. Фотокопии с метрических записей о рождении П. Ф. Хорькина, двойного написания фамилии (Чудов-Хорькин), фрагментов ревизских сказок 1816 и 1858 годов.

20.04.2004 г.
Михаил Михайлович Гершзон